Меню

Частые злоупотребления на предприятии


В Украине 80 % всех потерь фирмы составляют кражи, совершаемые персоналом и клиентами. При этом 97% таких краж остаются нераскрытыми.

Чтобы понять, как бороться с воровством на рабочем месте, необходимо определиться, с чем именно надо бороться. Поскольку воровство, если не обращать на его моральную суть, является процессом разнородным, порождаемым разными мотивами, что способствует возможности осуществления в различных условиях.

Воровство продуктов – большая проблема предприятий общественного питания (рестораны, кафе, столовые школ, детсадов, предприятий).

Кража товара персоналом характерна для ритейлинга и сопровождает его на всех этапах работы с товаром (приемка, фасовка, выкладка, продажа, касса и т. п.).

Злоупотребление менеджерами служебным положением – кража базы клиентов; безвозвратная «дебиторка» – отгрузка товара «своему» клиенту, который никогда не оплатит его; предоставление необоснованных скидок.

«Левак» – выполнение заказов в частном порядке в рабочее время и из материалов фирмы (часто в услугах), использование служебной машины.

Махинации бухгалтера – двойные платежки, прокрутка денег, взятых под отчет, присвоение неучтенных средств.

Несуны / везуны-прямая кража товара, сырья, средств производства, связанная с тайным переносом или вывозом их за пределы предприятия. Несун/везун плох и как работник, потому что до обеда он думает, как украсть, а после – как вынести/вывезти незаметно. Итак, он ворует еще и рабочее время.

«Откаты» – закупка товара, сырья от имени предприятия по заведомо завышенным ценам, что сопровождается возвратом разницы в личный карман лица, принявшего решение о покупке.

Перераспределение общезаводских расходов характерны для технических служб предприятий в условиях отсутствия возможности подсчитать (при сдаче помещений в аренду техническая служба завышает затраты собственной организации, но занимается взяточничеством с арендаторов за отказ от повышения арендной платы).

Пересортица – уменьшение ценности товара, замена одного продукта другим, худшим по качеству и по более низкой цене, при этом выдается он за то, чем должен быть.

Потребление товара на рабочем месте в процессе его производства – характерно для пищевых производств, фасовочных подразделений.

Списание пригодного инвентаря – в гостиничном бизнесе, в ресторанах, в местах отдыха, в пунктах проката и в других местах, где есть возможность списания.

«Фантики» – мелкие потери из-за нецелевую трату ресурсов.

Нужны такие методы борьбы с кражами и мошенничеством персонала: построение четкой системы контроля над движением материальных ценностей, технические средства выявления краж и мошенничества, построение корпоративной культуры (включительно с коллективной ответственностью), работа с мотивацией, разработка оптимальной системы материального стимулирования персонала, тщательная проверка сведений о наемных лиц, допускаемых к работе с товарно-материальными ценностями.

Среди перечисленных выше видов краж хотелось бы сосредоточиться на кражах косвенных, поскольку прямые кражи более-менее понятны, изучены и есть представление, как с ними бороться, постоянно совершенствуются определенные механизмы и техники этой борьбы. Косвенные же кражи и мошенничество обычно неявные, часто кражами и мошенничеством не считаются, и не ясно, с чем именно, почему и как бороться. Например, вспомните попугая-правдолюбца, героя миниатюры Геннадия Хазанова: «Тигру в зоопарке не докладывают мяса!». Напрашивается вопрос, у кого воруют: в зоопарке или в тигра? Решить эту дилемму можно с точки зрения клиентского подхода. Клиент – всегда тот, кто платит. Тот, кто потребляет купленное клиентом – пользователь. Так что в этом случае воровство происходит в зоопарке, потому что тигр только ест, но не платит за мясо.

Промышленный шпионаж-тайные меры по краже информации, которая составляет конкурентное преимущество.

Саботирование работы, бездействие, праздность – недополучение прибыли или расходы, связанные с неправильным использованием рабочего времени.

К косвенным видам мошенничества мы относим отмеченные выше «фантики», саботаж и безделье, прокрутка денег, взятых под отчет, пересортицу и промышленный шпионаж.

«Фантики». Наиболее невинный вариант косвенного воровства. «Фантиками» называют мелкие потери владельца, связанные с использованием работниками ресурсов компании в собственных целях. Это может быть блуждание по Интернету с компьютера фирмы, распечатка материалов на бумаге компании, междугородние звонки с телефона компании, поездки по собственным делам на корпоративном транспорте и тому подобное. Как правило, эти потери столь невелики, что им не придают особого значения. Например, сотрудник ищет в Интернете материалы для доклада по физике для своего ребенка и распечатывает, чтобы отнести их домой. Кого всерьез обеспокоит расход 15 Мб трафика (примерно $0,9), когда фирма в целом тратит гигабайты, и 5-10 листов бумаги, при общем расходе 1-2 пачки в день? Мелочи? А теперь посчитайте, сколько в фирме работников и умножьте…

Проблема «фантиков» возникает тогда, когда фирма предлагает низкую оплату труда, постоянно задерживает зарплату, или часто и много штрафует. Сотрудники начинают использовать ресурсы фирмы, не находящиеся под запретом, для собственных нужд («если нет денег, берем фантиками»). Это позволяет им оправдывать в собственных глазах свое присутствие на работе. Также указанная проблема возникает и при недостаточной загруженности работников: начинается слежка за изменением курса доллара на специализированных сайтах, за ростом стоимости барреля нефти, за политическими событиями в стране и мире, чтение гороскопов и тому подобное.

Саботаж и безделье. Хотя и разные явления, но мы относим их к одной категории, поскольку результатом и того, и другого является отсутствие результатов. Бывает, что все на работе выглядит вполне «по-рабочему», процесс идет, все заняты делом, а результата нет. Проверьте, возможно, ваши работники устроили саботаж. Большая советская энциклопедия трактует как саботаж умышленный срыв какого-либо мероприятия, уклонение от работы или умышленное недобросовестное ее выполнение.

Безделье-состояние бездействия, бездействия. Время простои в работе возникают по вине самого предприятия. Независимо от причин безделья для работодателя оно выливается в убытки, потому что разрешительный персонал не только получает зарплату за ничегонеделание, но и, томясь, стремится себя занять. Часть убытков в этом случае приносят «фантики», часть – бесконечные перекуры, чтение газет, чтение анекдотов и тому подобное, поскольку незанятый персонал отвлекает от работы и свое окружение.

Прокрутка денег, взятых под отчет. Играет на руку бухгалтеру, решившему улучшить свое материальное положение. Казалось бы, не воровство, потому что под отчет можно брать только те деньги, которые пока не используются фирмой. Однако, если существуют дыры в системе бухучета, то у бухгалтера есть шанс эти деньги присвоить. К тому же дивиденды от вложения средств под проценты могла бы получить организация. Получается, это очередная недополученная прибыль. Такая проблема возникает тогда, когда:

1)есть возможность («черный нал», бесконтрольность работы бухгалтера),

2) «моральный закон внутри» бухгалтера допускает такие махинации в силу его воспитания и особенностей личности.

Пересортица. Обычно свойственна очень опытным ворам, технологии наживы на ней отрабатываются годами. Хотя этот вид краж на первый взгляд кажется кражей у конечного потребителя, такое воровство сказывается на имидже продукции и производителя/торговца в целом, что снижает объем продаж и, в конечном итоге, также приводит к убыткам фирмы. Например, в магазине самообслуживания расфасованы кучки цыплят с кожей и костями, а на ценнике значится филе цыплят, и по кассе проходит именно филе. После обнаружения такого обмана часто покупатель будет заходить в этот магазин? Сделает заказ тем же поставщикам фирма?

На производстве пересортица может выражаться в изменении рецептур и технологий (туалетную бумагу в колбасе? – чушь, конечно, но жили вместо филе положить вполне возможно). «Хит сезона» – консервная банка: вместо обещанного на этикетке мяса в банке с тушенкой только «три» (жилы, жир и желе).

Причиной краж на пересортицы является мотивация особого рода – мотивация персонала, заинтересованного именно в такой работе, которая бы позволяла практически без риска «делать свой маленький бизнес». Поскольку квалификация нарабатывается годами, то этим видом личной наживы занимаются матерые воры.

Промышленный шпионаж. Вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность, а часто и коммерческую тайну. Целью промышленного шпионажа является, как правило, клиентская база, технологии и рецептуры, ноу-хау, цены и маркетинговые стратегии, особо ценные специалисты и ключевые сотрудники, финансовое состояние конкурента, его планы на будущее. Утечка информации подобного рода не только снижает прибыль компании или его конкурентоспособность – он способен привести даже к краху всего бизнеса.

В процессе шпионажа тайные меры по получению необходимой информации проводятся с помощью специальных агентов. Иногда к конкуренту направляют на работу «засланных казачков», которые добиваются доверия и всю добытую информацию «перекачивают» своему действительному работодателю. Иногда такие агенты вербуются из числа лояльного ранее персонала. Почему работники соглашаются шпионить? Причины лежат на поверхности – низкая зарплата, чувство мести, обиды, карьерные амбиции.

Похоже, что самым эффективным методом борьбы с косвенными кражами будет детектор лжи.

Методы борьбы с указанными видами краж диктуют причины их возникновения. Устранение причин, скорее всего, приведет к желаемому результату. Так, выплата зарплаты вовремя, отсутствие непомерных и неоправданных штрафов, соответствие размера оплаты труда как рыночным реалиям, так и трудозатратам работника, ценности результатов его труда, загрузки его работой и четкий контроль выполнения устранят проблему «фантиков»; официальная бухгалтерия и наличие контроля сведут на нет возможности бухгалтерских манипуляций неучтенными наличными; разработка кодекса корпоративного поведения, отслеживание изменений мотивации персонала, чуткое отношение к работникам, а также строгий отбор при найме позволят избежать саботажа и шпионажа в интересах конкурентов, а нормированные перекуры и регулярная отчетность с «разбором полетов» – безделья.

В указанную схему (методы борьбы, основанные на устранении причин воровства) не заключается лишь борьба с кражами на пересортице. Как было указано выше, причиной этого является мотивация особого сорта, поэтому работа с мотивацией не поможет, как не поможет и повышение зарплаты. Контроль деятельности такого сотрудника затруднен уровнем его мастерства, и при найме определить такую мотивацию сложно. Как более-менее действенные меры, можно предложить глубинную проверку силами службы безопасности предприятия наемных сотрудников, а также «выращивание» кадров на предприятии, посредством привлечения на свободные рабочие места молодых людей-практикантов, пока они еще учатся в специализированных учебных заведениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2012 - 2020 Полиграф Центр Львов · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено